Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (раздел II ООП)
Общий объем образовательной программы
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее дети
с ОВЗ) рассчитывается с учетом направленности ООП в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного
образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом
и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных
моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по
реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Задачами деятельности учреждения с
детьми с ОВЗ являются:
– развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств;
– формирование предпосылок учебной
деятельности;
– сохранение и укрепление здоровья;
– коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей;
– создание современной развивающей
предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для
нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического
коллектива;
– формирование у детей общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится
с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии далее ТПМП) и (или) индивидуальной
программы реабилитации ребенка-инвалида
(далее ИПРА).
Организация образовательного процесса в
группах компенсирующей и комбинированной направленности предполагает соблюдение
следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание
занятий с ребенком с ОВЗ специалистами дошкольной образовательной организации
(учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом),
воспитателями, педагогами дополнительного образования;
2) регламент и содержание работы тьютора
(при необходимости);
3) регламент и содержание работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) дошкольной образовательной
организации.
В группах компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной
направленности существуют две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе основной
образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется
адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом
особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию.
Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной
образовательной программе дошкольного образования.
При составлении адаптированной
образовательной программы необходимо ориентироваться:
– на формирование личности ребенка с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов обучения и воспитания;
– на создание оптимальных условий
совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– на личностно-ориентированный подход к
организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование
ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата
действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов
действия, осмысление результатов.
В течение месяца с момента начала
посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется
педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ.
Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для
составления адаптированной образовательной программы, выстраиваемой на основе
основной образовательной программы группы путем применения адекватных способов
индивидуализации и создания специальных условий ее реализации.
В адаптированной образовательной
программе определяется специфическое для ребенка с ОВЗ соотношение форм и видов
деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные
психолого-педагогические технологии, учебно-методические 47 материалы и
технические средства, содержание работы тьютора. Адаптированная образовательная
программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных
представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического
развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков, интегрируются
необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций
по проведению занятий с детьми с ОВЗ и т. д.
Реализация адаптированной
образовательной программы ребенка с ОВЗ строится с учетом:
– особенностей и содержания
взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе
включения;
– особенностей и содержания
взаимодействия между сотрудниками Организации;
– вариативности и технологий выбора форм
и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению;
– критериев готовности ребенка с ОВЗ к
продвижению по этапам инклюзивного процесса;
– организации условий для максимального
развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Координация реализации программ
образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического
консилиума дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и
специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
Организация
работы психолого-педагогической комиссии
Работа ППк организуется в учреждении с
целью создания и реализации специальных образовательных условий (далее СОУ) для
детей с ограниченными возможностями здоровья, разработки и реализации программы
индивидуального психолого-педагогического сопровождения и (или) АОП в рамках
обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении в соответствии с
рекомендациями ТПМПК и (или) ИПРА.
В своей деятельности ППк
руководствуется:
-Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным законом Российской
Федерации от 29.12.2012 г. № 272 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации
от 09 сентября 2019г. №Р - 93 "Об утверждении примерного Положения
о психолого -педагогическом консилиуме образовательной организации";
-Уставом учреждения;
- договором между Учреждением и
родителями (законными представителями) воспитанника;
- Положением ППк.
Задачами
деятельности ППк являются:
- Выявление
трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии,
социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия
решений об организации психолого - педагогического сопровождения ;
- разработка
рекомендаций по организации психолого - педагогического сопровождения
воспитанников;
- Консультирование
участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и
оказания им психолог - педагогической помощи, создания специальных условий
получения образования;
- Контроль за
выполнением рекомендаций ППк.
Основные
принципы деятельности ППк:
- принцип
семейной центрированности – специалисты ППк взаимодействуют не только с
ребенком, но и семьей (людьми из его окружения);
- принцип
партнерства – деятельность специалистов направлена на установление
партнерских отношений с ребенком и его семьей;
- принцип
междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется
специалистами разных областей знаний о ребенке и семье, действующими в
рамках технологии профессионального взаимодействия;
- принцип
добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в
систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания;
- принцип
открытости – ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, предоставляющих
интересы ребенка, обеспокоенных его развитием;
- принцип
конфидециальности – информация о ребенке и семье, доступная специалистами
ППк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи;
- принцип
уважения личности ребенка – специалисты ППк принимают ребенка как
полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня их развития;
- принцип
уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ППк
принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания;
- принцип
профессиональной ответственности – специалисты ППк ответственны за
принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка;
- принцип
информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и
помощи, ППк дает родителям (законным представителям) достаточно доступную
для понимания информацию о своей деятельности и ребенке.
- диагностическая
– распознавание характера отклонений в поведении или учении; изучение социальной
ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты
нравственного развития; определения потенциальных возможностей и
способностей воспитанников;
- воспитательная
– разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательно-педагогических
мер, рекомендуемых воспитателю, родителям, педагогам-специалистам, самому
ребенку; непосредственное воспитательное воздействие на личность ребенка в
ходе взаимодействия с ним;
- реабилитирующая
– защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или
воспитательно-образовательные условия.
Основные области деятельности специалистов ППк
Учитель-логопед ДОУ:
логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи в соответствии с АОП,
разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных
логопедических приемов в работе с ребенком по исполнению АОП, рекомендаций
ТПМПК, ИПРА.
Воспитатель:определение
уровня развития разных видов деятельности ребенка, имеющего статус ОВЗ,
ребенок-инвалид, в соответствии с разработанной АОП, особенностей
коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной
деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация
рекомендаций логопеда ДОУ, специалистов ТПМПК.
Заместитель
заведующего по воспитательной и методической работе:председатель и
секретарь ППк, ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний
ППк, перспективное планирование деятельности ППк, координация деятельности и
взаимодействия специалистов, контроль организации работы по созданию СОУ,
исполнению АОП, рекомендаций ИПРА, ТПМПК, анализ эффективности.
Специалисты ППк выявляют детей с
нарушениями в развитии и при наличии показаний и согласия родителей (законных
представителей) могут направить ребенка
на углубленное обследование специалистами ТПМПК. Обследование ребенка специалистами ТПМПК может
осуществляться по инициативе родителей (законных представителей) или
сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании
договора между ДОУ и родителями ( законными представителями) воспитанников.
Коллегиальное заключение ТПМПК содержит
обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и
рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. На основе заключения
ТПМПК и (или) рекомендаций ИПРА специалистами ППк, воспитателями при участии
родителей на ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и
(или) АОП. Индивидуальные образовательные маршруты и (или) АОП реализуются
только с согласия родителей. При отсутствии в МДОБУ условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка и СОУ, а также при необходимости
углубленной диагностики и (или) разрешения конфликтных и спорных вопросов
специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в
ТПМПК.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов в дошкольном учреждении - не имеется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не имеется.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники детского сада, в том числе дети - инвалиды и дети с ОВЗ имеют свободный доступ к библиотечному фонду в каждой возрастной группе.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеется физкультурный и музыкальный залы, оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по физическому и художественно – эстетическому направлению.
В залах есть все необходимое для активной двигательной деятельности, организации физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий.
На прогулочных участках дошкольного учреждения имеется спортивное и игровое оборудование для здоровьесберегающей деятельности на свежем воздухе.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В группах создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей, которая обеспечивает здоровьесберегающую, игровую, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, творческую деятельность.
При необходимости развивающая среда ДОУ обновляется современным игровым оборудованием с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание дошкольного учреждения - имеется кнопка вызова.
Специальные условия питания
Воспитанники ДОУ обеспечены горячим питанием в соответствии с утвержденным 20-дневным меню.
Для детей, нуждающиеся в диетическом питании, используется специализированное меню.
Дети - инвалиды обеспечены бесплатным горячим питанием.
Специальные условия охраны здоровья
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
—разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учётом рекомендаций ИПРА, ТПМПК и медицинских показаний;
—при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
—обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
— чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
— повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
—корректировка времени для выполнения заданий;
—снижение темповых нагрузок;
—стимулирующая помощь взрослого;
—чередование видов деятельности;
—снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
— условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным);
— подбор специального дидактического материала;
— использование здоровьесберегающих практик в работе с детьми ОВЗ и инвалидами.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.